7 февраля 2020 года исполняется 28 лет Закону РФ «О защите прав потребителей»

«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом РФ «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения.

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей ( Consumer International, CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами: право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Закон «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей. Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируются многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

В настоящее время действует несколько подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:

  • Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»:

и другие.

Комментарии закрыты.